ПУЛУК
/разновидность башен/
Эта игра, в которую играют индейцы племени кекчи Центральной Америки, потомки майя, описана Р.Беллом в "Энциклопедии настольных игр народов мира" /изд. "Центрполиграф". М..2001/.
(Материал подготовлен А.Г.Боровиковым для журнала "Костер")
В качестве игрового поля используется ступенчатая дорожка из 10 початков кукурузы. У каждого игрока по пять фишек определенного цвета, сделанных из маленьких прутиков.Четыре плоских колоса маиса служат в качестве "костей". Одна сторона их окрашена черной краской, другая имеет естественный /желтый/ цвет.
1. Перед началом игры каждый участник бросает кости и тот, у кого выпадет большее число, начинает игру. Далее игроки делают броски по очереди.
Игрок выбрасывает комбинацию из четырех костей, каждой из них соответствует число - 2, 3, 4 или 5. Комбинация. в которой 2 желтые поверхности обращены вверх, соответствует 2 очкам, 3 желтые - 3, четыре желтые - 5, а если выпали все черные - 4.
2. При первом броске игрок ставит одну из своих фигур на дорогу. При следующем своем ходе он может поставить на нее еще одну фигуру или передвинуть первую на то число, которое ему выпало.
Одновременно на дороге может находиться любое число его фишек. Он не должен ходить на ту ступеньку в лестнице, которая уже занята одной из принадлежащих ему фишек, так как сдваивание не допускается.
3. Игрок, может передвигать вперед фигуру на место, занятое фигурой противника. Последняя забирается в плен, располагаясь под взявшей фигурой и перемещаясь в обратном направлении по дорожке к дальнему краю доски вместе с фигурой, которая его пленила.
4. Если фигура-победитель с находящейся под ней пленной фигурой достигают края доски /для этого точный бросок необязателен/, победитель возвращается в свою команду, готовый к повторному вступлению на. дорогу для последующего ее прохождения. а неудачливый пленник "погибает" и выходит из игры.
5. Если игрок передвигает свою фигуру на место, занятое фигурой противника, пленившей фигуру этого игрока, то фигура первого располагается вверху стопки, и вся стопка меняет направление движения на противоположное и перемещается к месту назначения нового победителя.
Право обладание стопкой может переходить от одного игрока к другому по нескольку раз за игру, прежде чем вся стопка достигнет края дороги, и тогда верхняя фишка и все другие фишки одного цвета возвращаются в команду, готовые для новых прохождений участка, а пленники выводятся из игры.
6. Если какая-либо из фигур перемещается к дальнему краю дороги беспрепятственно, она возвращается в свою команду и начинает свой путь сначала.
7. Стопка может захватывать отдельную фигуру или же целую стопку.
8. Когда у игрока не остается ни одной фигуры, он проигрывает.
Для игры в пулук подходит и обычный игральный кубик. Фишками могут служить плоские шашки, удобные для надстраивания. А игровую дорожку со ступеньками можно сделать самостоятельно, используя бумагу и картон.